По семейной легенде, дед и прадед жили в городе Мамадыш, Казанской губернии. По этой же легенде, жили они с видом на реку (позднее стало понятно, что реки Вятки) на высоком берегу. С этих скудных сведений я и начала свой поиск места проживания прадеда и деда. Точных дат, естественно нет, адреса или хотя бы улицы — тоже.
На удачу, я посылаю запрос в Казанский архив, с формулировкой «есть ли у вас что-то на фамилию Савыков в городе Мамадыш». Удивительно, но полгода спустя, мне присылают по почте бумажное письмо о том, что на 1912 год, мещанин Лукоян Ульянович Савыков был домовладельцем по ул. Дворянской. И размеры дома, были таковы, что там предполагалось разместить 12 человек военных, при необходимости.
Дальше дело техники, выясняю, что дореволюционная улица Дворянская — ныне Льва Толстова. Судя по карте — действительно улица недалеко от реки и на высоком берегу. И Троицкий собор, в котором есть запись о рождении сына Висссариона, тоже рядом.
Но какой из этих домов — прадеда? И что случилось с домом с 1912 по 1914 годы? Умер Лукоян у сына Петра на хуторе возле деревни Постников Починок и похоронен в селе Чарлы, не в Мамадыше. Его супруга, Пелагея была жива до 1928 года, но проживала с дочерью Марией Шестаковой.
Никто из сыновей не наследовал дом — Александр с 2011 года жил на Урале, Петр с Виссарионом вели хозяйство на хуторе, Семен работал в Чистополе, а потом был призван на флотскую службу.
Возможно дом был продан? Тогда как рапорядились деньгами? Новую недвижимость не купили, каких то проблем с законом или судебных тяжб архивный поиск не показывает.
Я посетила Мамадыш и прошла бывшую улицу Дворянскую от начала до конца. Центральная улица, старинные каменные двухэтажные домики. Конечно, могли быть пожары и дом мог сгореть или еще что-то могло случится.
В местном музее (очень интересном) мне тоже не смогли помочь, сведений о домовладельцах в музее не содержится.
Так что эта загадка так и остается пока загадкой.