На хуторе Ново Кузнецово проживал мой дед, Николай Федорович Кузнецов.
Хутор располагался близ поселка Дружная Горка, возле леса, или как называли местные- Рощи. С одной стороны Рощи кладбище, с другой- хутор.
В архиве моего отца сохранилось это фото — отец со старшей дочерью Ларисой, его сестра Людмила.
Сидят на большом камне, сзади три сосны.
Примерно такое же фото, на камне, в архиве его родной сестры- Людмилы.
Еще в детстве у меня возникал вопрос- чего это они на камне фотографируются. Место непримечательное в плане видов, в Ленинградской области соснами и камнями никого не удивишь.
Однако семья ходила к камню фотографироваться довольно регулярно.
Занявшись изучением истории своих предков открылась и история камня и что там произошло.
В воспоминаниях отца ни хутора, ни дома почти не было. А вот сестра Люся, она 1931 года рождения писала о нем так.
Ага, собственный дом и хутор!
В автобиографии отца он пишет что сестра Люся родилась в Ново Кузнецово, хотя у отца место рождения — д.Лампово.
Я то всю жизнь думала, что Кузнецовы жили в Лампово. Что такое Ново-Кузнецово? Может отец ошибся?
Начинаю изучать карту Ленинградской области тех времен.
Действительно, есть населенный пункт Кузнецова, и Ново-Кузнецово. Есть даже населенный пункт Кузнецова Гора. Все довольно далеко и от Лампово и от Дружной Горки, где после войны жила семья отца.
Ответ оказался в документах — в свидетельстве о рождении Людмилы Кузнецовой, сестры отца, стоит Ново-Кузнецово. Без приписки — хутор или деревня.
Значит был такой населенный пункт. Отлично, значит есть шанс найти его через архив.
Теперь дом.
Родственники рассказывали, что дом был на 2 семьи, в одной половине жил Николай Федорович Кузнецов с семьей, а в другой половине его сестра Евгения Кузнецова, в замужестве Десницкая, тоже со своей семьей.
Фамилия Десницкие привела меня к еще одному исследователю, потомку Десницких, Авениру Леонову. Я связалась с ним, и Авенир прислал фото на крыльце дома.
Предположительно это был дом Евгении Десницкой в Дружной Горке. В белом берете действительно Евгения, ниже, в темной кепке, ее муж Николай Порфирьевич Десницкий.
Действительно ли это дом на хуторе Ново-Кузнецово? Ведь Николая Федоровича Кузнецова на фото нет, Евгения могла фотографироваться и у другого дома.
Ответ нашелся в архиве двоюродной сестры. Она помнила, что где то было фото хутора. Мы перебрали 4 коробки с фотографиями и нашли его- чуть больше спичечной коробки, измятое, но целое фото большого дома.
Дом большой — 4 окна по фронтальной части и 4 окна по боковой. Второй этаж, забор уходит вправо и влево за пределы фотографии. Первый этаж высоко поднят и там есть крыльцо!
Ракурс съемки совпадает и можно уверенно сказать, что это тот самый дом, на крыльце которого сфотографирована Евгения Федоровна с мужем и его родственниками.
Это тот самый дом на хуторе, о котором говорила т.Люся и где она родилась.
Теперь место.
Хутор сгорел 31 января 1944 года во время освобождения Дружной Горки от немцев. Это хорошо помнила т.Люся. Сгорели овечки, козочки, старинные часы с боем были повреждены снарядом, но их успели вынести из дома.
Николай Федорович Кузнецов в этот день был убит осколком на пороге школы, куда немцы согнали жителей Дружной Горки. Бабушке Елизавете, его жене, дали комнату в поселке, на ул. Ленина 7.
Но и спустя годы они приходили на место, где был хутор — к камню.
Большой камень и три сосны — эта примета осталась и на сегодняшний день. Осталась правда одна сосна, две срубили пару лет назад.
Я тоже там была и сохранила координаты места.
Теперь и у меня есть фото на фоне камня. В том месте, где жил мой отец и прадед.
Какое большущее дело Вы сотворили!!! Это корни, род, память, сила.
Спасибо за теплые слова!
Очень интересная история. Буду в Дружной Горке обязательно подойду к Камню Извенитебез спросу сохранил фото,но обещаю,что они не будут использованы. Спасибо вам за память о своих предках. А мы тоже жили на улице Ленина